Бог… Он знает нас, женщин, лучше всех: мы его любимые создания.

Жена По сердцу Господа

Город Сызрань
89376692213
tan.fil2013@yandex.ru

Насколько хорошо ваши дети понимают, что такое деньги, умеют ли ими распоряжаться?

07.07.2013 19:10

 

Знают ли они, что такое экономия, планирование расходов, одалживание и долг? 
Приведенные советы помогут научить их этому! 

Моему сыну Дэнни сейчас 16 лет, но я до сих пор хорошо помню один из наших походов по магазинам, когда ему было 7. Мы были в отделе электроники, в дисконтом универмаге. Я отвернулась от него на пару минут, пытаясь подобрать батарейку для фотоаппарата. Обернувшись, я увидела, как Дэнни ставит 12-дюймовый телевизор в нашу тележку. 

«Я его покупаю», – заявил он. 

«У нас нет на него денег», – быстро ответила я и взяла телевизор, чтобы вернуть его на полку. 

Дэнни закричал: «Но мама, у меня есть деньги!» Он открыл свой бумажник и продемонстрировал мне пачку нарисованных одно-, пяти- и десятидолларовых купюр. 

Ранее в тот же день Дэнни, который всегда был неплохим художником, взял из моего бумажника несколько купюр, чтобы перерисовать их на белой плотной бумаге. Затем он разукрасил купюры зелеными и черными карандашами и вырезал их. Они выглядели на удивление реально. 

Я думал, что он будет расплачиваться этим самодельными деньгами, играя в магазин с младшим братом. Но в тот раз я поняла, что это не так. Дэнни понимал выражение «делать деньги» буквально – рисовать их самому. 



Время поговорить о деньгах 

Это застало меня врасплох. Я бы никогда не подумала, что у Дэнни такие ошибочные представления о деньгах. Я осознала, что пришло время поговорить с ним о деньгах – как они зарабатываются, как использовать их с умом, и почему очень важно правильно распоряжаться тем, что нам дает Бог. 



А вы обсуждаете денежные вопросы со своими детьми? 

Во Второзаконии: 6:6–7 сказано: "Да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем; и внушай их детям твоим и говори о них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая." 

Из Библии можно много узнать о том, как использовать деньги. Это значит, мы должны научить библейским принципам и основам управления финансов и наших детей. 

Нынешний мировой экономический кризис делает этот вопрос еще более актуальным. «Дети знают, что мы живем в трудное время, но они не всегда понимают, как мы дошли до такого», – говорит Карен Варко, доктор философии, специалист в области потребительской экономики из Калифорнийского университета объединённых исследований. Она считает, что подавляющее большинство родителей не говорят со своими детьми о том, как распоряжаться деньгами. Вместо этого дети учатся обращению с деньгами, просто наблюдая за родителями. 

Доктор Варко продолжает: «Они видят, что практически все можно купить с помощью кредитной карты или чека. Наличные им приходится видеть нечасто. От этого у них может создаться ложное впечатление, что денег в семье – куры не клюют. Действительно, когда мы используем кредитные карты вместо наличных, то обычно тратим больше чем надо». 

Она полагает, что такой перерасход средств не только служит плохим примером для детей, но и является одной из основных причин нынешнего глобального экономического кризиса. По этой же причине в прошлом году после обвала американской экономики так много людей оказались в тяжелом финансовом положении. 

«Нужно учить детей, как экономить деньги и тратить их с умом, объяснять, почему так важно не злоупотреблять кредитами, чтобы не ставить под угрозу стабильность своего финансового положения, как это случилось сегодня со многими», – призывает она. Разговоры о деньгах можно начинать с детьми уже с трех-четырехлетнего возраста, или когда ребенок сам будет о них спрашивать. Дошкольникам объяснять нужно очень просто. Достаточно просто сказать, что деньги зарабатываются тяжелым трудом и не «растут на деревьях». По мере того, как дети становятся старше, можно постепенно переходить к более сложным вопросам. Что делать, если дети уже достигли подросткового возраста, а вы никогда не говорили с ними о том, как распоряжаться деньгами? «Об этом поговорить никогда не поздно», –считает доктор Варко, – «но чем раньше, тем лучше». 



Приводим несколько советов, с чего можно начать: 

1. Дайте детям определенную сумму денег, которой они смогут распоряжаться. 

Дети не смогут научиться правильно распоряжаться деньгами, если у них не будет своих денег, которые можно потратить. Можно выделять им определенную сумму или платить вознаграждение за выполнение каких-то заданий. «Если дети тратят ваши деньги, они тратят их, не задумываясь. Но если речь идет о собственных деньгах, дети будут тратить их гораздо более благоразумно», – говорит Эрика Сандберг, консультант по вопросам управления семейным бюджетом из Сан-Франциско. 

Эрика предлагает выделять детям фиксированные суммы денег на определенный период времени, например, раз в неделю или раз в две недели. Сумма должна быть достаточной для того, чтобы дети могли позволить себе пару недорогих покупок в однодолларовом магазине, но не такой большой, чтобы можно было за один раз купить новую видеоигру. 

С какого возраста можно начать регулярно выдавать ребенку деньги на карманные расходы? Хотя обучить основам обращения с деньгами можно и дошкольников, до 6 или 7 лет дети еще недостаточно развиты в умственном отношении, чтобы самостоятельно распоряжаться ими», – говорит инструктор по обращению с деньгами Джанет Боднар, автор книги «Учим детей обращаться с деньгами» (2005 г.). 

Джанет считает, что 6-7 лет – лучший возраст, чтобы начать выделять детям немного денег. «Дети не только становятся более зрелыми, но им также рассказывают о деньгах в школе», – говорит она. «Так они уже будут знать, что однодолларовая купюра равна четырём четвертакам, и, что на выделяемые им три доллара можно купить небольшой кулёк попкорна». 

Чтобы у детей не развился «менталитет нахлебничества», родители могут выделять деньги при определенных условиях – к примеру, если они ежедневно заправляют постель, содержат свою комнату в чистоте или выполняют другие ежедневные работы по дому. У многих родителей, однако, принят такой подход, при котором дети должны выполнять работу по дому без оплаты, в рамках своих семейных обязанностей. 

Так или иначе, можно дать детям возможность заработать что-нибудь на карманные расходы или заплатить им дополнительно за выполнение работ по дому, отличных от их обычных обязанностей, например, сгребание листьев, уборку снега, мытьё машины, прополку огорода, уборку в подвале, мытье окон и т.д. 

Так дети увидят связь между деньгами и работой. К тому же может выработаться ценная трудовая этика, и дети, скорее всего, будут тратить деньги более осторожно, поскольку знают, как тяжело они зарабатываются. 

2. Научите детей планировать расходы. 

Поскольку у детей появился регулярный доход, можно научить их не выходить за рамки бюджета. Лучше всего найти время, когда никто не будет мешать, и обсудить с ними вопрос о составлении бюджета. 

Начните с объяснения, что бюджет это план того, как вы собираетесь использовать свои деньги. Помогите детям понять, что составление бюджета это не просто хороший совет от светских финансовых консультантов, но что и Библия указывает на необходимость составления бюджета. Можно прочитать Притчи 16:9, 21:5; 24:3–4; 27:23–24 и Луки 14:28–30, и хорошенько повторить что там сказано. 

Поговорите с детьми о том, почему важно жить по средствам, платить церковную десятину и откладывать определённую часть дохода. Обсудите недостатки перерасхода средств, заимствования и влезания в долги. 

Прочтите детям Левит 27:30 и Малахии 3:8–10, чтобы показать, что Бог требует от нас уплаты десятины (см. Вопросы и ответы, стр. 29). Прочитайте Притчи: 21:20 и 30:24–25 и используйте этот отрывок в качестве отправной точки для разговора о том, почему мы должны откладывать часть нашего дохода. При обсуждении проблемы влезания в долги прочтите Притчи: 22:7, 26–27. Когда будете читать детям эти стихи, объясните, что они значат в привычных выражениях, и как можно применить эти принципы в своей жизни сегодня. 

Если у вас самих есть бюджет (надеюсь), покажите его детям, будь он на компьютере или в записной книге. Покажите, как вы планируете ежемесячный доход, какие счета нужно оплачивать каждый месяц, и что остается на остальные расходы. Это даст детям более практическое понимание того, что означает составлять бюджет. 

После того, как вы объясните основы составления бюджета, помогите им разработать свой собственный бюджет. Для начала, предложите выяснить их доход, состоящий из денег, которые им выделяют родители или заработанных за выполнение, например, работ по дому. Затем, помогите рассчитать, какой процент нужно потратить на различные категориях: уплата церковной десятины, благотворительные пожертвования, подарки, деньги на расходы, краткосрочные сбережения, долгосрочные сбережения, сбережения для колледжа и т.д. 

В отличие от десятины, процентные доли других бюджетных категорий могут меняться, но сбережения должны обязательно иметь приоритетное значение. Ширли Андерсон-Пориш, финансовый консультант из Исследовательского центра Университета Миннесоты, советует детям откладывать, по крайней мере, 50 процентов своих денег. Их можно поделить на краткосрочные и долгосрочные сбережения. 

«Когда дети откладывают деньги, они приучаются к самодисциплине и узнают, что такое отсроченное вознаграждение – жизненно важные уроки в нынешних экономических условиях», – говорит она. 

Если дети маленькие, можно дать им по банке на каждую категорию бюджета. Ева Миллер использует такую систему для своих 8- и 10-летних детей. Когда они получают деньги, то распределяют их по отдельным банкам, в соответствии с установленными процентными долями. 

«Если они кладут деньги в банку для десятины или для сбережений на колледж, деньги остаются нетронутыми, пока сумма не достигнет двадцати долларов, после чего десятина жертвуется в нашу церковь, а деньги на колледж зачисляются на их депозитные счета в банке», – говорит Ева. «У них также есть банки для краткосрочных сбережений, которые они используют, чтобы накопить денег на новую игру, например, и для «денег на развлечения», которые тратятся на повседневные расходы, например, на покупку шоколадки в гастрономе». 

Если дети в подростковом возрасте, можно составить их бюджет на компьютере или вручить им их собственную бухгалтерскую книгу. Пусть ежемесячно записывают свои расходы и знают, сколько потратили по каждой категории. Так они будут постоянно видеть, не слишком ли много тратят. 

3. Используйте повседневные возможности, чтобы рассказывать детям о деньгах. 

Жизнь преподносит нам бесчисленные возможности для обучения детей обращению с деньгами. Рассмотрим, например, историю, упомянутую в начале этой статьи. Та ситуация была идеальным способом начать обсуждение темы денег с моим сыном. Пока мы были в магазине в тот день, я отвела Дэнни в сторонку и несколько минут объясняла ему, как мы с мужем зарабатываем деньги, и что у нас нет неограниченных запасов. (Я также объяснила, что значит подделывать деньги!) 

У вас, вероятно, будут свои моменты, которые можно превратить в уроки обращения с деньгами. Если ребенок замечает, как вы оплачиваете счет в ресторане с помощью кредитной карты, это идеальный момент, чтобы объяснить ему, как работают кредитные карты, и что это, в сущности, кредит, который нужно возвратить в течение месяца, чтобы не платить процентов. Желательно, заранее отложить деньги, чтобы сразу погашать кредит. В таком случае это будет просто перемещения денежных средств, а не влезание в долги. 

Когда выписка по кредитной карте придет в почтовый ящик, покажите её детям. Пусть увидят, как начисляются проценты. Объясните им, что крайне важно не накапливать долги по кредитным картам, а погашать их немедленно, чтобы не тратить зря деньги на уплату процентов. 

Если дети находятся рядом, когда вы снимаете деньги с банкомата или выписываете чек в магазине, это хорошая возможность объяснить, как работают расчётные счета. Если дети вместе с вами в супермаркете – поговорите о покупках и о том, что значит «хорошая цена». 

Если вы смотрите с детьми телевизор, и в рекламе делается невероятное заявление, воспользуйтесь моментом и поговорите о том, как расценивать рекламу. Если вы получаете «слишком уж хорошие» предложения по почте, можнопоговорить с детьми о мошеннических проделках и о том, что «ничего в этом мире не достается даром». 

Такие возможности для обучения очень эффективны, поскольку являются примерами из реальной жизни. Дети смогут воочию увидеть, как можно применить в повседневной жизни финансовые принципы, которым вы пытаетесь их обучить, от чего уроки лучше будут соответствовать реальности. 

4. Учитесь отвечать «нет» на «хочу» ребенка. 

Дети, как правило, искусно умеют выпрашивать у своих родителей игрушки, электронные устройства, дизайнерскую одежду или другие ненужные вещи. В таком случае не всегда бывает просто сказать им «нет». Большинство родителей либо боятся, что дети не будут их любить, либо не хотят лишать их вещей, которые есть у других. Сандберг говорит: «Вы не должны потакать любому капризу ребенка – даже если можно себе позволить купить то, что он хочет. И тем более – если нельзя». 

Осознание того, что нельзя получить все, что хочется – важный жизненный урок. «Дети должны испытать некоторое разочарование, потому что такова жизнь», – говорит Майкл Гуттер, доктор философии, специалист в области управления семейными финансами из Университета Флориды. Он предлагает объяснить ребенку, что есть вещи, которые и вам бы хотелось купить, но вы не можете себе этого позволить. «Таким образом, ребёнок узнает, что он не особенный, не единственный, кто не получает всего, чего захочет». Даже если вы можете себе позволить купить что-то детям, все равно нужно очень внимательно относиться к их просьбам и не удовлетворять все подряд. «Если чрезмерно баловать детей, они никогда не узнают, что значит трудиться и откладывать на то, что хочется купить», – говорит Сандберг. 

Чтобы ответить на мольбы о ненужных покупках, можно сказать ребенку, что он не может получить эту вещь сейчас, но можно попросить её в качестве подарка по какому-либо особому поводу. 

Если дети – подростки, которые уже достаточно взрослые, чтобы оплачивать многие свои «пожелания» самостоятельно, можно предложить им либо копить деньги из выделяемых им родителями, либо выполнять за деньги дополнительную работу по дому. Если подросток желает потратить больше на «ну очень нужную вещь», чем вы считаете разумным, например, на кроссовки для скейтборда за 100 долларов, тогда как вы запланировали покупку лишь пары кроссовок за 50, можно сказать, что вы готовы заплатить только запланированную сумму, а на остальное пусть изыскивает средства сам. «Это поможет обуздать чувство уверенности в том, что ему все что-то должны», – говорит доктор Гуттер, – «и сделает вашего подростка персонально ответственным за исполнение своих желаний». 

5. Следите за собственным примером. 

Стоит повторить: ваши дети многое узнают о деньгах, просто наблюдая за вами, за вашим поведением в супермаркете, универмаге, банке, торговом центре, и т.д. Дети, как правило, имитируют ваши финансовые отношения, ценности и поведение. В зависимости от того, как ведете себя вы, они могут получить несколько хороших или плохих уроков. 

В Луки: 6:40 сказано: «Ученик не бывает выше своего учителя; но, и усовершенствовавшись, будет всякий, как учитель его». Если вы ходите по магазинам, ради развлечения или делаете много спонтанных покупок, дети, вероятно, решат, что это нормально и будут делать то же самое. 

С другой стороны, если в продуктовый магазин вы всегда идёте со списком покупок или делаете крупные покупки только после того как, откладывали на них деньги, дети, скорее всего, будут следовать вашему примеру. 

Необходимо подавать хороший пример привычек в отношении денег. «Если вы подаете плохой пример, то никакими разговорами об управлении деньгами вы ничего от детей не добьётесь», – говорит Андерсон-Пориш. Дети не будут бережно относиться к деньгам, если вы сами относитесь к ним небрежно, даже если говорить им, что так делать не правильно. 

Это не значит, что разговоры с детьми о личных финансах не имеют никакого значения. Как уже было сказано, говорить с детьми о деньгах крайне необходимо. Детей нужно учить и подсказывать им, как планировать расходы, откладывать сбережения и грамотно совершать покупки. Но именно ваш пример бережного управления собственными деньгами поможет им увидеть, что эти уроки не просто голая теория, а действительно очень важны на практике. 

Скорее всего, вам придётся изменить некоторые привычки и стать образцом правильного поведения. Но при нынешнем состоянии экономики это необходимо делать в любом случае. Настало время отказаться от ненужных покупок, погасить задолженности по кредитной карте и наращивать сбережения, ради финансового благополучия своей семьи. 

Дети наблюдают за вами, от чего эти шаги становятся ещё более важными. У вас они учатся привычке обращения с деньгами – как на словах, так и на деле. Эта привычка сохранится на всю жизнь. Они ждут, что вы покажете им, как управлять семейными финансами. Сможем ли мы привить своим детям правильное обращение с деньгами, зависит от нас, родителей.